неділя, 21 лютого 2016 р.

Про користь практичних занять чи урок без уроку.


Виступ на проблемному семінарі
Про користь практичних занять чи урок без уроку

“Школа должна учить получать удовольствие.”       Поляков С.С.    
  
 Довідка: Поляков Сергій Сергійович, м. Саратов, гімназия №3, Заслужений вчитель РФ, http://polyakovss.rork.ru/

«Важно помочь учащимся расширить доступное  пространство возможных удовольствий (не только примитивные удовольствия), т.к. получение удовольствия заставляет вновь и вновь стремиться к его повторению, преодолевая преграды. В противном случае, перетерпев школьные уроки, они всё равно сбегают к доступным удовольствиям. Согласитесь, мысль очень богатая. Здесь есть что развивать. Заметим также, что именно общее развитие личности даёт возможность появления нетривиальных удовольствий, удовольствий, в основе которых лежит развитие УМА, ВОЛИ и ЧУВСТВ, и только, получив такие удовольствия, человек будет стремиться развивать свой ум, волю и чувства. Очевидно, что эту задачу нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна систематическая работа в рамках всего учебного процесса, начиная с младших классов», -так пишет в своей работе С.Поляков.

В этой связи хочу заметить, что у учителя к методике преподавания должно быть такое же отношение, как у верующего в Бога христианина – к Библии или как у мусульманина  - к Аллаху. Почему я позволяю привести такое сравнение? Всё дело в том, что человек верующий исповедует идеи, придерживается каких-то принципов, следует определённым правилам… Учитель, преподающий в школе, так само следует определённым правилам… Откуда он о них узнаёт? Преподавали в вузе, слушал выступление на проблемном семинаре, НО самое главное – это самообразование и воплощение в жизнь теоретических знаний.  То есть, либо учитель придерживается правил и норм определённой учительской системы преподавания, которая направлена на развитие воли, ума и чувств, либо – нет. Замечу, что, как и всякий грешный земной человек, учитель, даже «исповедуя» определённую методику, может «грешить». Это может заметить директор, придя на урок или проверяющий… в этом нет ничего особенного, удивительного и противоестественного. Главное уяснить, насколько далеко зашёл в этом своём «грехе» учитель и направить его в нужное русло.

В настоящее время, когда школа в Украине находится в состоянии перманентной реформы, вводится Новый государственный стандарт в учебные программы, мы являемся свидетелями того, что считается, необходимым  разгрузить учебный план, якобы дети перегружены неинтересными им предметами и из-за этого у них пропадает мотивация к учёбе. Поляков пишет, что именно поэтому «предлагается «пойти навстречу детям» и перестать «пичкать их знаниями». Мол, «свои» предметы школьники будут изучать углублённо, а остальные – на неком упрощённом «базовом» уровне, причём от некоторых предметов можно и вовсе отказаться. И тогда, конечно, мотивация к учёбе восстановиться и кризис минует. Но это ошибочный анализ, поскольку он не выявляет действительных причин перегруженности школьников. Просто у них, пишет С.Поляков, к старшим классам почти полностью перестал вырабатываться навык самостоятельного мышления. Он и в советское время не был на высоте, а сейчас отсутствует полностью. Из-за этого любое обучение превращается для школьников в тягостное заучивание огромного объёма информации, внутреннюю логику которой он не понимает и не может самостоятельно восстановить на основе базовых принципов. Именно поэтому знания, которые раньше спокойно усваивались учеником средних способностей, теперь не влезают в голову даже самых усердных учениц».
Позволю процитировать ещё один абзац из работы С.Полякова: «Почему навык самостоятельного мышления перестал вырабатываться? Потому что учителя в средних классах перестали ставить перед собой такую задачу.
В условиях непрерывного реформирования образования( а, по сути, кризиса)  у педагогов просто нет стимулов ( ни материальных, ни моральных), чтобы с такими ошибками работать. Да и способностей тоже нет, поскольку способные учителя ( т.е. сами обладающие навыком самостоятельного мышления) по большей части ушли из школы туда, где это оценивается. Большинство же преподавателей даже не задумывается ( а часто и не знает) о подобных проблемах», - заканчивает мысль учитель.
Мы не учим думать учеников, а нынешняя система предполагает всевозможные «справочники», решебники, «Все домашние задания» и т.д., что ещё более уводит ученика в сторону от дороги знаний: зачем  тому, кто не будет историком, знать, что-то о жизни украинцев в Российской империи в 19 веке? Ведь «при желании» ученик легко узнает обо всём через телевизор, или, скажем, через Интрнет…
Я убеждена, что «классическая классно-урочная система практически атрофирует у большинства учащихся способность учиться самостоятельно». А поэтому всё чаще использую в своей работе так называемые «практические работы». Так называемые, т.к. и по Новой программе практические работы предусмотрены ( это чуть ли не единственный плюс в новых условиях). Так эта форма работы предусматривает САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ прочтение учебного материала под контролем учителя. Как не странно, но многие не понимают в 9-11-м классах суть прочитанного, переспрашивают значение многих слов, которые априори они должны знать в этом возрасте!!! Как пример: в 7-м классе нужно определить по карте местоположение Византийской империи в 11-м веке, и мы снова учим понятия «Европа», «Азия», «Малая Азия», «Чёрное море», «Средиземное море» и т.д.
Учитель: Просмотрите в учебник, страница…, какие памятники архитектура вы видите?
Ученик: А книги – это «памятники»?..
Учитель: Книги – это памятки культуры, исторические источники, а речь идёт о «памятниках»…
Время уходит… урок имеет свойство заканчиваться…нужно было успеть ответить на два вопроса. Ученик тратил время не эффективно, т.к. не привык мыслить, он ищет быстрый и безошибочный путь – учитель скажет как правильно, учитель подскажет нужную страницу, учитель прочитает…
Ещё один пример. Урок в 8-А классе по курсу всемирной истории. Я применила такой приём, как составление СЕНКАНА на тему «Френсис Дрейк. Вильгельм Оранский. Мартин Лютер». Сначала мы проработали правила составления, а затем была самостоятельная работа: треть учащихся ждали, как напишут другие. Кто-то переспрашивал определение «прилагательного», кто-то просто боялся сделать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ шаг.
И ещё несколько слов о включении компьютера в процесс обучения. Это нужно делать обязательно. «Отдельные учебные темы, - как указывет С. Поляков, - должны быть представлены исключительно дистанционно с проведением тестового контроля. Уроки, посвящённые таким темам, должны проходить в форме семинаров, консультаций, пробных тестов». И я с ним согласна, вот только технически это сделать в большинстве случаев невозможно. Плюс нужно учить поиску необходимого материала – не просто «листать странички, просматривая их», а вдумчиво подходить к чтению информации. На уроках художественной культуры, я каждый урок задаю дифференцированные задания домой и обязательно с использованием компьютера, ссылаюсь на Википедию, прошу прочитать определённые статьи дома, что предполагает дифференциацию и во времени, и во вкусах ученика. Главное – заставить самостоятельно работать ПАМЯТЬ. Без приложения усилий к запоминанию, осмыслению учеником, всё становиться напрасным и технологии, и методики, и Новый государственный стандарт. Наверное уместным будет вспомнить поговорку: «Можно притащить на поводьях лошадь к ручью, но ЗАСТАВИТЬ её пить воду невозможно». Так и в нашем случае, если ученик не настроен на запоминание, как на труд, как на тяжёлую, но необходимую работу, наши уроки обречены на неудачу.

И последнее: «Урок - Неурок». Считаю, в нашем случае всё, что обучает, даёт навыки, знания (информированность) и умения – это урок. «Урок жизни», «урок истории» - это, прежде всего опыт. Если ученик на уроке смог повторить чей -то опыт( теоретический или практический), он получил определённый урок жизни. А разве мы не для этого учим? В какой –то ситуации, он тут же и применит знания ( лабораторная работа), а в какой-то ситуации только жизнь поставит оценку.